ehdu (ehdu) wrote,
ehdu
ehdu

Categories:

И.С.Глазунов. Художник бунтарь XX века.

«Мистерия XX века»
Ильи Серге́евича Глазунова.

misteriya-001 (700x501, 397Kb)

Немного было в России художников, осмелившихся, рисовать картины, противоречащие ценностям "коммунистической" морали. С таким не церемонились и вышвыривали из СССР. Так поступил Хрущев с художниками "Бульдозерной" выставки. Картины художников вызвали у Хрущева взрыв негодования. Выставку разгромили. Художников обвинили в антисоветизме. Некоторых выслали из СССР.
Илья Глазунов принадлежит к таким же неугодным художникам. Его, по сути знаменитого художника, едва не выслали из страны за "богохульство" с историей СССР, заклеймили позором и закрыли выставку его работ. Но художник остался верен своим жизненным принципам, своему мировоззрению, которое отразил в монументальной картине
«Мистерия XX века».


Написанная в 1977 году Ильёй Глазуновым картина «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве. Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы. Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции. На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой.
Выставка так и не была открыта, а самого художника спасла от выдворения из страны, всего лишь одна лишняя поднятая рука, перевесившая в голосовании на заседании ЦК партии.
Неугодному художнику был вынесен строжайший вердикт: выехать в Сибирь на БАМ, писать портреты передовиков строительства. Но несостоявшийся показ картины широкой публике не стал препятствием для популярности крамольного полотна. Запрет лишь подогрел интерес желающих увидеть ее. Фото этой картины очень быстро распространились по всему Союзу.

А на рубеже 70-80 годов Глазунов был приглашен руководством Берлинского театра в качестве художника-постановщика оперы Бородина «Князь Игорь». Пользуясь случаем, Илья Сергеевич втайне вывез «Мистерию XX века» из Советского Союза в Германию. Вместе с эскизами декораций в Германию поехало и полотно размерами шесть на три, свернутое в огромный свиток. Живописец боялся, что его «мистерию» постигнет участь картин неугодных властям художников - полотна бывало сжигали прямо в мастерских.

«Мистерию XX века» сразу начали выставлять в разных галереях Германии. Иностранные журналы запестрели заголовками: «Картина, которую никогда не увидят русские». На предложение одного из коллекционеров Гамбурга купить "Мистерию ХХ века", Глазунов после долгого размышления ответил согласием.
Но в Россию картина всё же попала. Прошло более 10 лет, и в 1988 году первый вариант картины был выставлен в московском Доме молодежи. Выставка имела ошеломительный успех: люди выстраивались в многотысячные очереди, чтобы увидеть легендарное полотно. Второй вариант "Мистерии ХХ века" Глазунов написал в начале 2000-х. Размер новой картины был восемь на три – художник дописал послеперестроечные эпохальные события и главных действующих лиц.

Подтекст и крамола
misteriya-002hh-veka-risovannye-ilya-glazun (700x437, 388Kb)
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». (Христос над историей ХХ века, а у подножия маленький земной шар, разыгрываемый главными игроками истории).

Мистерия (от латинского «церемония») — это жанр средневекового театрализованного представления, основанный на религиозных мотивах. Сюжеты для мистерии средневековые лицедеи брали с Библии и "наполняли" комическими сценками, взятыми с жизни. Вот и Глазунов разыграл на своем полотне целое театрализованное представление со знакомыми всем событиями и персонажами, которые сломали судьбы народов и наций и довели землян до апокалипсиса за последние 100 лет. Творцы исторических событий – вожди и правители стран, выступают в главных ролях этой застывшей трагедии. Зритель словно попадает в подземное царство оживших мертвецов. Картина насчитывает 2342 образа и символа, имеющих свою роль в исторической мистерии. В самом центре над этим всем хаосом - Христос, занесший руку для благословения. Нижняя левая часть полотна подсвечена ярким свечением пролитой алой крови, а правая ядерным взрывом.

misteriya-003 (500x700, 242Kb)
Фрагмент полотна «Мистерия XX века».(И.Глазунов, Л.Толстой, П.Столыпин, Николай-II, Г.Распутин, М.Горький, Л.Троцкий, В.Ленин в бронзе).

Исторические события мистерии начинают развиваться линейно с левого угла картины: царь, держащий на руках убитого сына, его приближенные, разгром церквей, свергнутый герб - всё это символы падения великой империи. Над ними вождь в бронзе – указывающий путь в «светлое» будущее.

misteriya-004 (500x674, 343Kb)
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». ( А.Эйнштейн, Э.Хемингуэй, Л.Армстронг, Ч.Чаплин, И.Сталин, У.Черчилль, Ф.Рузвельт, Б.Муссолини, А.Гитлер, М.Цзэдун).

Ближе к центру лежащий на кровавом одре «отец всех народов» - как символ утонувшего в крови Советского Союза. Рядом с ним совсем не скорбящие союзники. А над похоронной процессией возвышается торжествующий нацизм. Парадокс? Да! Но подводя итоги ХХ столетия понимаем, смысл того, что хотел сказать автор в конце 70-х годов. Глазунов еще тогда предрекал развал Союза и торжество западной идеологии.

misteriya-005 (500x700, 337Kb)
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». ( Римский Папа - Пий ХХII, Н.Хрущев, М.Ганди, Э.Че Гевара, Ф.Кастро, М.Цзэдун, Д.Кеннеди, группа «Битлз»). Автор: И.С.Глазунов.

В нижней центральной части полотна: писатели, поэты, ученые, артисты – своим трудом и творчеством принимающие непосредственное участие в борьбе двух враждующих лагерей.


misteriya-006 (500x700, 355Kb)
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». ( А.Солженицын, М.Тэтчер, Л.Брежнев, Ю. Андропов, М.Горбачев, Р.Горбачева, М.Монро, Б.Ельцин).

Все генсеки ЦК, их соратники по соцлагерю, и, конечно, первый президент России, приветствуемый ликующим народом, а также правители и политические деятели, до некоторого времени, враждебных стран... Все эти герои - главные действующие лица трагической мистерии, приложившие руку к падению великой империи, забвению религии, уничтожению миллионов человеческих жизней, развалу великой страны, продвижению нацизма. Они то и закатили земной шарик, изображенный в виде мяча, в нищету, в сексуальный разврат, бездуховность, угрозу ядерной войны и террористических актов. И не сложно догадаться какая идеология взяла верх в этом жестоком противостоянии.

misteriya-007 (500x700, 349Kb)
Фрагмент полотна «Мистерия XX века».( М.Горбачев, Б.Ельцин, Б.Клинтон, И.Глазунов).

Художник разыграл на своем полотне мистерию не как драму, а как трагедию, угрожающую всему человечеству. На авансцене по двум сторонам этого театрального действия автор изобразил два своих автопортрета, чем показал свою причастность и ответственность за апокалипсис, разворачивающийся на планете. Зеркало, которое он поддерживает рукой, как отражение каждого из нас - мы также в ответе перед историей.

Гений Ильи Глазунова.
Вся сила творчества Глазунова в том, что он "затронул за живое" массового зрителя, откликнулся на его проблемы и запросы, дав ему то самое искусство, которое все ждали много лет.

"Такой фантастической репутации не было ни у кого из русских живописцев. И даже ни у кого из советских. В 60-70-80-е годы Глазунова дружно ненавидели коллеги-профессионалы, и художники, и искусствоведы. Причем все, и правые, и левые... Публика — или, скажем, массовая публика — боготворила. До сих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг Манежа на его выставку.
И действительно никогда ни в Москве, ни в Ленинграде не собирались многотысячные очереди на выставки художников.

Немного о биографии художника.

glazunov01 (500x440, 157Kb)
Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде 10 июня 1930 года. Во время блокады отец, мать и бабушка погибли . После того, как его вывезли по "дороге жизни" из осаждённого города, он некоторое время жил под Новгородом, в деревне Гребло. После блокады сумел вернуться в Ленинград. Прошёл обучение в Средней Художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Первая выставка состоялась в 1957 году.
Илья Глазунов - один из самых известных и талантливых русских художников современности. Без сомнения, в современном русском искусстве этот мастер является одним из самых ярких представителей живописи. Его имя стоит в числе величайших живописцев нашей страны. Вклад этого человека во всю русскую культуру сложно переоценить ещё и по той причине, что он является не просто живописцем, но и талантливым педагогом, преподавателем, под чьим руководством наша страна получила немало великолепных художников. Илья Глазунов является основателем и ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, академиком РАХ, народным художником СССР, народным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», обладатель золотой медали ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру», «Самый выдающийся художник XX века» по опросу ВЦИОМ и обладателем других премий и наград.
1387691396_1sm (437x700, 152Kb)


Полотно «Моя жизнь» (1994).
008 (700x409, 427Kb)

О личной жизни художника и его спутниц по жизни, при желании, можете узнать в публикации http://www.kulturologia.ru/blogs/050617/34799/.
Личную историю своей жизни художник выплеснул на полотно "Моя жизнь" (1994), наполненное трагическим звучанием, и отразившее основные этапы жизни живописца и его семьи на фоне бытия всей России. Просто, без прикрас, откровенно, на суд зрителей:
"Вот я весь перед вами. Можете осуждать меня, но я такой"...
Художник и человек, не побоявшийся репрессий и гонений, отстоявший свою точку зрения на событиях планетарного масштаба, достоин уважения, восхищения и благодарности от неблагодарных современников художника. Видимо это третья "беда России".

glazunov-012 (700x523, 375Kb)
Илья Глазунов с детьми Иваном и Верой.1996 год
По следам публикации http://www.kulturologia.ru/blogs/


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments