Ела2012. Это цитата этого сообщения
Автор - Джозеф Мэллорд Уильям Тернер/ 2.
Художник, опередивший свое время.
Calais Sands, Low Water, Poissards Collecting Bait, 1830
"...Будучи около 45 лет от роду, он нашел свою собственную дорогу и совершил тут великие чудеса. Он задумал изобразить солнце, солнечный свет и солнечное освещение с такою правдою, какой до него в живописи еще не бывало. И он стал добиваться передачи солнца во всей его лучезарности. Он долго искал, но своего добился и высказал на холстах то, чего раньше его никто еще в самом деле не давал".
Знаменитый русский критик В.В. Стасов
Self-Portrait, 1799
Первым в европейской живописи Тернер изображал атмосферные эффекты. Туман, воздушная дымка на закате солнца, клубы паровозного пара или просто облако становились для него полноправными мотивами. Тернер создал серию акварелей "Реки Франции", в которую входила и очень тщательно проработанная акварель "Руанский собор", сделанная на основе набросков еще 1821 года. Она часто выставлялась в XIX веке и, возможно, послужила толчком для серии картин Руанского собора Клода Моне (1892-1894). Моне не раз бывал в Лондоне, был, в частности, в 1892 году и изучал вещи Тернера. В некоторых акварелях Тернер предвосхищает Моне, стараясь запечатлеть одно и то же место в разное время суток.
Фрегат "Отважный", буксируемый к месту последней стоянки на слом (1838) - работа позднего периода.
Sun Rising through Vapour
1839
The National Gallery, London
Картина написана Уильямом Тернером в 1839 году. Полное ее название – «Фрегат Бесстрашный: буксируемый на свою последнюю стоянку, чтобы быть уничтоженным». Как полагают эксперты, художник ставил цель создать картину, увековечившую корабль-легенду Трафальгарского сражения, во время которого флот Британии одержал важную победу над франко-испанской флотилией, при этом, задача создания законченного произведения имела второстепенное значение.
Именно после этого сражения Наполеон смирился с превосходством англичан на море.
В творческой среде, мнения о работе носят довольно противоречивый характер, т. к. вид некогда знаменитого фрегата, явно меркнет перед гордыми очертаниями судна-буксира. Особенно досталось от критиков, считавших одновременное изображение луны и солнца, а также ряд отдельных моментов, немыслимым. Полагают, что таким образом символически отображен переход от Старого мира к Новому.
Ко времени написания картины художнику было за 60, он достиг такого уровня мастерства, что водные и воздушные стихии на его работах, ощущались почти на физическом уровне.
Тёрнер очень любил эту картину, называл её «моя дорогая» и отказывался её продавать. Вряд ли она написана художником с натуры. Поэтический и грустный образ старого корабля, отправившегося в свой последний путь, скорее всего, рождён фантазией художника. Этот образ был для стареющего художника не только щемящим сердце символом уходящей эпохи парусников, но и напоминанием о бренности земного бытия вообще.
Pilate Washing his Hands exhibited 1830
Caligula’s Palace and Bridge
Carthage
Corsica, 1830-32
The Harbour of Brest: The Quayside and ChГўteau
1826-8
Vision of Medea 1828
Видение Медеи
"Coast Scene near Naples,
1828
Побережье недалеко от Неаполя
Alnwick Castle,
1829
Замок Алник,
Genoa circa 1830
View of Kenilworth Castle, 1830
Life-Boat and Manby Apparatus going off to a Stranded Vessel making Signal of Distress,
1831
"Tancarville from the East ('Front View') circa 1832
Alpine Village after
circa 1830
Honfleur
circa 1832
The Pyramids at Gizeh,
1832
Rouen Cathedral circa 1832
Rouen, Looking Downstream circa 1832
JumiГЁges circa
1832
Antwerp - Van Goyen Looking Out for a Subject,
1833
Christ Driving the Traders from the Temple circa
1832
Изгнание торгующих из Храма
View on the Seine between Mantes and Vernon (Rolleboise on the road from Bonnieres) circa 1833
Van Tromp Returning after the Battle off the Dogger Bank exhibited
1833
Ван Тромп. Возвращение после битвы
Venice, the Bridge of Sighs, Ducal Palace and Custom House,
1833
Paris - Hotel de Ville, 1833
Paris from the BarriГЁre de Passy circa 1833
Paris: The MarchГ© aux Fleurs and the Pont au Change circa 1833
The Temple of Poseidon at Sunium (Cape Colonna)
circa 1834
The Burning of the Houses of Lords and Commons, 16th October
1834
Горящие палаты Лордов и Общин
холст, масло
Музей искусств, Филадельфия
The Grand Canal, Venice,
1834
Fountain of Indolence,
1834
Line Fishing, Off Hastings, 1834-39
Wreckers - Coast of Northumberland, with a Steam-Boat Assisting a Ship Off Shore,
1834
Line Fishing, Off Hastings,
1834-39
The Burning of the Houses of Parliament,
Горящее здание парламента
1835
Холст. Масло. 92,7 x 123 см
Venice, from the Porch of Madonna della Salute
1835
Венеция, с крыльца Мадонны делла Салюте
Arch of Constantine, Rome,
1835
Rainbow,
1835
Keelmen Heaving in Coals by Moonlight,
1835
Угольщики, грузящие уголь ночью
Национальная галерея искусств (Вашингтон)
Landscape with a River and a Bay in the Background,
1835-40
Пейзаж с рекой и заливом
Лувр
Venice, the Bridge of Sighs
Венеция, Мост вздохов
Rome, from Mount Aventine, 1836
Fort of L`Essillon, Val de la Maurienne, France,
1836
The Parting of Hero and Leander
The National Gallery, London
The Death of Actaeon, with a Distant View of Montjovet, Val d'Aosta
1837
Смерть Актеона
Valley of Aosta - Snowstorm, Avalanche and Thunderstorm,
1837-38
Ancient Italy – Ovid banished from Rome,
1838
Древняя Италия - Овида изгоняют из Рима
частная коллекция
Phryne Going to the Public Baths as Venus: Demosthenes Taunted by Aeschines exhibited 1838
The Iron Forges of Quint
1839
The River Esclavons,
1840
Река Esclavons,
Waves Breaking on a Lee Shore at Margate ,
1840
Волны бьющиеся о подветренный берег
Yarmouth Sands,
1840
"Slave Ship (Slavers Throwing Overboard the Dead and Dying, Typhoon Coming On),
1840
Работорговцы выкидывают за борт мертвых и умирающих. Надвигается тайфун.
частная коллекция
The New Moon; or, 'I've lost My Boat, You shan't have Your Hoop' exhibited
1840
Oberwesel, 1840
The Sun of Venice, 1840
The Storm, 1840-45
Yacht Approaching the Coast
1840-45
Парусная яхта, подходящая к берегу
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
Giudecca, la Donna della Salute and San Georgio,
1841
Moonlight on Lake Lucerne with the Rigi in the Distance, Switzerland,
1841
Dawn after the Wreck,
1841
Рассвет после крушения
Вечный покой. "Похороны в море"
1842
холст,масло
Галерея Тейт, Лондон
Тёрнер представил, как могло выглядеть погребение его друга, шотландского художника сэра Дэвида Уилки, умершего при возвращении с Ближнего Востока и нашедшего последний приют в море у берегов Гибралтара после того как официальные власти в британском порту отказались принять тело – из опасений, что умерший болел холерой.
The Blue Rigi, Sunrise
1842
Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе. 1842 г.
Акварель, бумага, 45 x 29,7 см.
Тейт Британ, Лондон, Великобритания.
В это время Тёрнер часто обращается к воспоминаниям о Венеции, а английские мотивы совершенно преображает своим светоцветовым видением. Он пишет закаты и, особенно часто, восходы. В этих картинах он мог применить свою новую палитру. Тёрнер имел дома на Темзе и на побережье Кента, откуда он каждое утро мог наблюдать восходы, и это было импульсом для создания тончайших по колориту холстов, в которых синтезировались восторженное созерцание, впечатление и грёза.
В наши дни, «Синяя Риги» (другое название картины), считается наиболее дорогой, в денежном выражении, акварелью, а для Великобритании, это национальное достояние. Правда, в 2007 году, эта работа Тернера чуть не покинула пределы Англии, но благодаря стараниям столичной галереи Tate, поступлениям от благотворительных организаций, а также частным пожертвованиям британцев, картину удалось выкупить за £4, 95 млн.
The Opening of the Wallhalla,
1842
The Red Rigi,
1842
Venice, Dogano, San Giorgio, Citella from the Steps of the Europa,
1842
War. The Exile and the Rock Limpet exhibited 1842
Lake of Lucerne,
1842-45
Озеро Люцерн
The Evening of the Deluge,
1843
Тень и мрак. Вечер перед Потопом
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
Light and Color – Moses Writing the Book of Genesis,
1843
Свет и цвет. Утро после потопа. Моисей пишет Книгу Бытия
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
Под впечатлением гётевского учения о положительных и отрицательных цветах и их эмоциональном воздействии на восприятие Тёрнер создал две удивительные картины: «Тень и Тьма. Вечер всемирного потопа» и «Свет и Цвет. Утро после всемирного потопа (Теория Гёте)». Библейские персонажи воспринимаются в них не более чем стаффаж, полностью поглощенные вихреобразными потоками воздушных масс, несущих угрозу всему живому. Обе картины на выставке в Академии в 1843 году сопровождались отрывками из поэмы Тёрнера с характерным названием «Обманчивость надежды», в которой воплощен глубокий пессимизм художника.
Ковчег твердо стоял на Арарате, и вернувшееся солнце
выпаривало влажные пузыри земли, и ревнивый свет
отражал ее последние формы, каждую в призматической форме,
предвестник надежды, эфемерный, как летний мотылёк.
Впрочем, сами картины не нуждаются в словесных комментариях. Все сказано космической деструкцией их нематериального строения, движением облаков, образующих гигантские воронки, цветом, который позже Синьяк сравнил с россыпями драгоценных камней.
Пожалуй, эти слова еще более применимы к тем поздним работам Тёрнера, в которых цвет, изысканный и радужный, приобретает все большее автономное значение, а предметные формы размываются в феерическом свечении и лишь иногда угадываются в смутных очертаниях. Кеннет Кларк был прав, назвав Тёрнера первым художником, открывшим, что цвет может воздействовать непосредственно, независимо от формы и сюжета. Это особенно верно в отношении многих поздних работ художника, которые он писал для себя и редко демонстрировал на выставках. Стилистически и по манере исполнения они часто близки к его акварелям. Они также прозрачны, напоены воздухом, так же излучают свет, как и его изумительные, утонченные и сложные по цвету, переливающиеся жемчужными оттенками акварельные листы.
The Lake of Zug, Early Morning,
1843
Озеро Цуг, Раннее утро, 1843
Venice, Dogano and Santa Maria della Salute,
1843
Национальная картинная галерея, Великобритания
St Benedetto, Looking towards Fusina exhibited
1843
Венеция, Сан-Бенедетто с видом на устье канала
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
Fishing Boats Bringing a Disabled Ship into Port Ruysdael exhibited
1844
Ostende,
1844
Van Tromp, Going About to Please His Masters,
1844
Rain, Steam, and Speed - The Great Western Railway,
1844
Дождь, пар и скорость. Паровоз "Грейт Вестерн"
Национальная Галерея. Лондон,Великобритания
«Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога» (выставлена в 1844 г., Лондон, Национальная галерея) – одно из центральных произведений живописи ХIХ века, новаторское и по сюжету (первое изображение железной дороги), и по его художественному воплощению. Совершенно уникально уже название картины, данное самим художником, очень точно выражающее суть образа. С повышенно точки зрения, позволившей охватить широкое пространство, Тёрнер изобразил поезд, стремительно несущийся по мосту прямо на зрителя. Пятно чёрного паровоза и очертания моста – единственные внятные детали в этой картине. Всё остальное – река, противоположный берег, небо тонет в мареве влажного воздуха, с которым сливается пар, вырывающийся из трубы локомотива. Подобный свето-атмосферный эффект казался в то время совершенно немыслимым, хотя известно, что Тёрнер наблюдал его в натуре. Позже один из критиков писал, что художник «портретирует ничто и очень похоже» и пишет «подкрашенным паром». Но Тёрнер в то время был уже вполне состоятельным человеком и мог не заботиться об успехе и даже о понимании. Чем дальше, тем шире он демонстрировал абсолютную независимость в своём творчестве. То же, если не большее, разрушение материальности, подчиненное стремлению передать сложнейшие и, в основе, исполненные драматизма природные состояния, обнаруживает картина «Метель на море. Пароход» (1844, Лондон, Национальная галерея), в которой тёмный силуэт судна словно подхвачен деструктивным вихрем воздушных масс.
Whalers exhibited 1845
Whalers (The Whale Ship),
1845
Китобойное судно
Venetian Festival circa 1845
Venice - Sunset, a Fisher exhibited 1845
Sunrise with Sea Monsters c.1845
Восход с морскими чудовищами
The Angel Standing in the Sun,
1846
АНГЕЛ, стоящий на солнце
Undine Giving the Ring to Massaniello, Fisherman of Naples exhibited
1846
Going to the Ball (San Martino),
1846
Hurrah! for the Whaler Erebus! Another Fish!' exhibited
1846
Whalers (Boiling Blubber) Entangled in Flaw Ice, Endeavouring to Extricate Themselves exhibited
1846
The Wreck Buoy,
1849
Heidelberg,
1849-1850
Europa and the Bull, 1840-50
Falls of the Clyde, 1840-50
Valley of Aosta, 1840-50
Долина Аоста
Mercury Sent to Admonish Aeneas exhibited
1850
The Visit to the Tomb exhibited 1850
Визит к Могиле
... Он умер, потянувшись к окну, чтобы еще раз взглянуть на Темзу и на солнце. Доктор, присутствовавший при его кончине, записал, что "как раз перед девятью часами выглянуло солнышко и луч его упал прямо на него - такой яркий, как он любил наблюдать".
Современники Джозефа Мэллорда Тернера называли его живописцем "золотых видений, великолепных и прекрасных, хоть и не имеющих субстанции". Он задумал изобразить солнце, солнечный свет и солнечное освещение с такою правдою, какой до него в живописи еще не бывало. И он стал добиваться передачи солнца во всей его лучезарности. Он долго искал, но своего добился и высказал на холстах то, чего раньше его никто еще в самом деле не изображал. В нем причудливо сочетались виртуозная техника и косноязычие, замкнутость и стремление служить людям, практическая сметка и филантропия, почитание живописных традиций прошлого и неутомимые поиски собственного языка. Все созданное Тернером, крупнейшим английским художником, было настолько разнообразно и отражало такие смелые поиски и открытия, что смело можно сказать, что он творил для грядущих поколений. Художник прошел трудный путь сложных исканий и поднялся до глубокого понимания реальности как единства цвета и света в их неуловимом движении, лишенном материальной, осязаемой формы.
Посмертное развенчание тернеровского культа было столь же бурным, как и прижизненные восхваления. Для картин и акварелей, которые художник завещал родине, так и не построили отдельного музея, разделив их поровну между Национальной галереей, Британским музеем, Музеем Виктории и Альберта и галереей Тейт. Все эти музеи участвовали в большой ретроспективе к 200-летию Тернера, которую в 1975 году привозили в СССР — в Эрмитаж и ГМИИ имени Пушкина. Выставка Тернера в ГМИИ, сделанная на средства фонда Алишера Усманова, ограничится собранием галереи Тейт. Но и его достаточно, чтобы согласиться с Полем Синьяком: "Это уже не картины, а россыпи драгоценных камней, живопись в самом прекрасном смысле этого слова".
Завещание Уильяма
Уильям Тернер, картины которого уже не пользовались былой популярностью, постепенно начал терять интерес к публике. Он все реже выставлял работы, скрывался подолгу от поклонников и друзей. Уильям умер, оставив потомкам пространное завещание. Его последней волей было открыть на его средства дом для престарелых художников, а также галерею его картин. Кроме того, он хотел, чтобы в академии был создан класс пейзажной живописи. Однако вышло иначе: полотна, этюды и акварели являются единственным наследием, которое оставил Уильям Тернер. Картины его запечатлели удивительный мир, который увидел художник. Им удалось обессмертить имя своего создателя. Тернер Уильям Джозеф, произведения которого и сегодня вызывают большой интерес во всем мире, - признанный мастер, которого особенно высоко ценят импрессионисты. В его творчестве их привлекают светотеневые эффекты, мотивы моря и снежной погоды, богатство оттенков белого.
http://gallerix.ru/storeroom/492447554/
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4025990
http://newclassics.ru/reviews/956/
http://www.newclassics.ru/events/937/
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Comments
Когда то знала его жену Любу. А вот с его творчеством не была знакома…
Вот блин же ж! Ипотеку на стописят лет, вместе с "вы уволены" пусть нарисует. Как раз в егойный "взгляде на мир".…