ehdu (ehdu) wrote,
ehdu
ehdu

Category:

Фотограф Макс Захарович Пенсон. (1893-1959)

Фотограф Макс Захарович Пенсон.
9b4290a198 (570x380, 157Kb)
Опубликованные в ЛиРу фотографии в цвете Прокудина- Горского, словно вернули нас в столетие назад, в Российскую империю. Фотографии имеют историческое значение. Позволяют увидеть, как выглядели города и люди в прошлом столетии.
Можно сказать, такое же значение имеют публикуемые фотографии Макса Пенсона. Проживая в Узбекистане, снимая на фото жителей, тружеников и их труд, Пенсон также создал галерею исторических фотографий Узбекистана. Сейчас эти фото - летопись национального значения для Узбекистана и для бывшего СССР.
Бесценный архив Макса Пенсона возродился к жизни трудами дочери Дины и её мужа Файзулы Ходжаева. Осенью 1998г на Всемирной выставке в Лувре, Патриарх мирового фотоискусства Анри Картье-Брессон высоко оценил искусство фотографии Макса Пенсона.



Пенсон -советский фотограф, создавший своеобразную хронику жизни советского Узбекистана. По выражению С. М. Эйзенштейна, «невозможно говорить о Фергане без упоминания Пенсона, который прошел со своей камерой по всему Узбекистану». Его творческое наследие чрезвычайно велико и составляет более 50 тысяч негативов. Главные темы творчества: традиционные узбекские сюжеты, портреты, спорт, фотографии женщин.



Автопортрет




Пограничник, 1930 г.




Узбекские дети прибыли в Ташкент, чтобы записаться в техникум, начало 1930-х.




Отгрузка фруктов в Россию, 1934 г.



С 1923 года по распоряжению Наркомпроса был отозван в город Ташкент.

Первомай, Ташкент (Красная площадь) 1935 г.



Затем после сокращения штатов в Наркомпросе работал до 1925 года счетоводом в табачной мастерской в Ташкенте.

Портрет



С 1925 года стал делать фоторепортажи и с 1926 года стал работать фотокорреспондентом в редакции газеты «Правда Востока».

Подруги



Его фоторепортажи были весьма популярны в Советском Союзе в 20-х и 30-х годах XX века.

Шахматисты



Сотрудничал с журналом «СССР на стройке». Самая известная его фотография — портрет «Узбекской Мадонны», получивший высшую награду на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, — изображает освобожденную мусульманку, снявшую чадру и кормящую ребенка грудью.

Узбекская мадонна





Агрономы



Умер в Ташкенте в 1959 году. Похоронен на Европейском еврейском кладбище (Текстильном).

Орошение



В ожидании распоряжений



Фабрика



Готов к труду и обороне!



Дети



Туркмены



Узбек



Смех и слезы



Велосипедисты



Прыжок




Борьба



Стрелки




Рабочие отдыхают в чайхане (чайная) возле канала в Узбекистане, 1930 г.



Агитаторы сберегательных касс, 1936 г.



Девушки в автобусе



Железнодорожник



Женское собрание



Кызыл. Узбекистан.



На демонстрации



Наблюдение за солнечным затмением. 1934



Прыгающие мальчики



Солдаты на привале



Спортсмены



Художница



В детском доме. 1941-45 гг.



На праздник! Ташкент, начало 30-х гг.



На празднике. Танцовщица с дойристом, 30-е гг.



На текстильной фабрике. Ташкент, 30-е гг.



Ташкент. Трибуна на Красной площади.



Фархадстрой. Рабочие на строительстве Фархадской ГЭС.




1.
1_021 (700x479, 152Kb)

2.
1_022 (700x487, 192Kb)

3.
1_023 (464x700, 181Kb)

4.
1_025 (700x485, 179Kb)

5.
1_026 (700x476, 145Kb)

6.
1_028 (700x473, 167Kb)

7.
1_029 (475x700, 165Kb)

8.
1_031 (472x700, 171Kb)

9.
1_032 (700x484, 143Kb)

10.
1_033 (477x700, 136Kb)

11.
1_034 (473x700, 131Kb)

12.
1_035 (700x476, 162Kb)

13.
1_037 (480x700, 171Kb)

14.
1_038 (476x700, 196Kb)

15.
2_024 (477x700, 210Kb)

16.
2_030 (700x477, 216Kb)

17.
2_036 (700x479, 174Kb)

18.
4_012 (700x464, 133Kb)



1.
00F98574-CA58-47B6-BEA4-CFC3B288E98D_w650_s (650x402, 324Kb)

2.
1F4C3FF3-1F48-4868-BE0F-E5BBB06C335D_w650_s (650x410, 313Kb)

3.
2E83EDC7-A2EE-4812-9087-0621061211A2_w650_s (650x434, 312Kb)

4.
03B87458-ECAA-465A-80A8-E06608464D69_w650_s (650x410, 297Kb)

5.
5C433148-1743-4FAD-B864-AA44C86641D9_w650_s (479x700, 209Kb)

6.
7D34290C-9A4A-43D2-9D55-82BCAA1947DF_w650_s (498x700, 210Kb)

7.
08E54C3A-44CB-473A-9958-E6C671DB1574_w650_s (650x408, 326Kb)

8.
9BFB17E0-F85C-4B42-A896-EB59847B383C_w650_s (650x468, 157Kb)

9.
24D64AC3-974E-4A19-9598-B4ED52E9EB6B_w650_s (485x700, 207Kb)

10.
56A6804D-461B-4B95-A190-65470337AC1B_w650_s (650x443, 319Kb)

11.
57BF7764-7CCA-4330-BE8B-A37D9C9D3B29_w650_s (466x700, 246Kb)

12.
9241F985-D05B-4AC2-AC34-B11891B7BED1_w650_s (485x700, 185Kb)

13.
173329C8-C97C-45F9-A883-3BE7815C4BC5_w650_s (483x700, 215Kb)

14.
301853A9-AAF3-4A62-9F1C-F4F397FD6ED5_w650_s (650x408, 329Kb)

15.
41295514-ECB6-4C7E-83FA-1D4ED4D6EA20_w650_s (650x467, 367Kb)

16.
A8C96BD3-FA80-4571-89C0-4D86C982BB8D_w650_s (479x700, 190Kb)

17.
A877EBD2-DFFB-4654-9EE0-77EEE04AB6B5_w650_s (486x700, 239Kb)

18.
C205C56B-81EB-43E9-A8AC-95FFF320571C_w650_s (650x409, 309Kb)

19.
D2C54C5A-81A9-4229-B38F-FE5001D971E6_w650_s (650x483, 314Kb)

20.
D438ADEB-6723-405E-B926-A3873CC14DB4_w650_s (483x700, 237Kb)

21.
E2EAD8F7-04F3-48CE-94FC-921BD0ED1BBD_w650_s (650x434, 316Kb)

22.
F7B884B5-9D59-4A5F-889B-95581E1F953B_w650_s (650x443, 309Kb)

23.
F71E7457-1B29-421B-A695-80751D3F2C8E_w650_s (650x434, 371Kb)

24.
F95E8665-612E-443D-8121-728D303BA5F0_w650_s (650x417, 369Kb)


1.
158060 (492x700, 206Kb)

2.
158061 (492x700, 255Kb)

3.
158062 (467x700, 176Kb)

4.
158063 (700x467, 216Kb)

5.
158064 (700x467, 222Kb)

6.
158066 (467x700, 221Kb)

7.
158068 (700x467, 226Kb)

8.
158069 (700x467, 229Kb)

9.
158070 (467x700, 195Kb)

10.
158071 (467x700, 224Kb)

11.
158074 (467x700, 206Kb)

12.
158075 (700x467, 243Kb)

13.
158076 (700x519, 231Kb)

14.
158077 (700x467, 240Kb)

15.
158078 (492x700, 254Kb)

16.
158079 (700x467, 204Kb)

Макс Пенсон родился в небогатой еврейской семье в городе Велиже Витебской губернии 17 марта 1893 года в семье переплетчика, работника местной типографии. Окончил Велижское городское училище в 1911 году, полгода учился в художественной школе в Миргороде Полтавской губернии, а затем в художественно-промышленной школе общества имени Антокольского (в декоративно-малярном отделе) в Вильно. В 1915 году Макс Пенсон с семьей переехал в Коканд, Узбекистан, где до 1917 года работал сначала счетоводом и одновременно учителем рисования в местной школе. Затем с 1917 по 1922 год работал в Кокандском отделе Народного образования в качестве заведующего учебно-производственными мастерскими.
В 1921 в качестве награды «за добросовестный и самоотверженный труд» получил фотоаппарат от городских властей, увлекся фотосъемкой.
В 1923 переведен Наркомпросом из Коканда в Ташкент. Вскоре уволился, поступил на службу в табачную мастерскую. С 1925 систематически занимался фоторепортажем. В 1926 зачислен в штат ташкентской газеты «Правда Востока». Публиковал свои фотографии в журналах «Советский Союз», «СССР на стройке», «Легкая индустрия», «Огонек». № 10 за 1933 год. Журнал «СССР на стройке» был целиком составлен из фотографий М. З. Пенсона.
Работал над фоторепортажами для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939), на ташкентском текстильном комбинате, в круглосуточных детских яслях, родильном доме и шелкомотальной фабрике, на строительстве Большого Ферганского канала (все - конец 1930-х). Фотография «Сын» удостоена 3-й премии на фотоконкурсе газеты «Правда» (1936); «Колхозник» — премии журнала «Советское фото» (1937). В 1939 за серию снимков строительства Ферганского канала награжден Почетной грамотой и значком строителя Большого Ферганского канала им. И. В. Сталина. В годы Великой Отечественной войны работал фотокорреспондентом газет «Правда Востока», «Правда»; ТАСС. Фотографии печатались во многих периодических изданиях: газетах «Социалистическое земледелие», «Учительская газета», «Пионерская правда», «Огонек», «Труд», «Комсомольская правда», «Вечерняя Москва». Последние годы жизни занимался ретушированием собственных фотографий.
В 1949 уволен с работы в разгар борьбы «с безродными космополитами». Макс Пенсон остался без работы, его положение ухудшалось. Фотограф покончил жизнь самоубийством в 1959 году. Похоронен на Европейском еврейском кладбище (Текстильном).


Один из комментариев:

ПростоТак 2 года назад
Блин...грустно как-то стало...ведь какая великая идея была..объедениться, работать-да, но на будущее, строить светлый, добрый мир...а потом-из европы война пришла..а потом развалили и продали все что было..смотрю порой старые фотографии... и понимаю что легко бы променял все эти телефоны и забитые жратвой и шмотками магазины, на то чтобы дети могли бесплатно спортом и чем угодно заниматься, за то чтобы после института работу давали..не все было идеально, но порой кажется что чуть чуть недотянули...и главное были братьями все мы.. и украина и кавказ и север...верили ведь в то что братья...а сейчас грыземся как крысы сраные и в головы детям ненависть и похабщину вбивают...

Полностью согласен и поддерживаю комментарий. Жаль, что развалили СССР. Была ведь страна, дружба народов. В республиках жили лица всех национальностей. Местное население- узбеки, добродушные, мирные, спокойные, гостеприимные. На национальность не смотрели, не укоряли, не издевались. Видимо все держалось на сталинской идеологии дружбы всех национальностей.
Рухнул СССР, рухнула дружба, началась национальная резня...
Дружба осталась только на фотографиях Пенсона...


Источник: https://fishki.net/1397581-sovetskij-uzbekistan-v-fotografijah-maksa-pensona.html © Fishki.net
https://rus.azattyk.org/a/photographer-of-soviet-u...gt; http://www.maxpenson.com/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments