ehdu (ehdu) wrote,
ehdu
ehdu

Categories:

Петербургский метрополитен/ 1. Часть 1.

Автор - Лена-Бирюсинка. Это цитата этого сообщения
Петербургский метрополитен/ 1. Часть 1




***
Самый глубокий, самый красивый, самый северный и самый западный метрополитен в России находится в Петербурге.
Факты о петербургском метро должен знать каждый житель города.

200.jpg

Строитель Дороги Жизни и первые станции метро

Иван Зубков (без которого не было бы Дороги жизни, которого незаслуженно забыли, а теперь, к счастью, вспомнили и скоро назовут в его честь одну из городских улиц) до войны возглавлял
Строительство №5 Наркомата путей сообщения, будущий Метрострой.
Он участвовал в проектировании и создании заделов для будущих станций первой очереди первой линии Ленинградского метрополитена:
от "Автово" до "Площади Восстания". Из-за начала войны строительство пришлось прервать, возобновилось оно только в 1946 году, но уже без Зубкова: строитель Дороги жизни погиб в авиакатастрофе за два года до этого.
Ploschad Muzhestva (Площадь Мужества)

Размывы и аварии

Строительство метро в Ленинграде постоянно сопровождалось столкновениями с подземными водами и крупными авариями, из-за которых не удавалось построить целые станции, удлинялись перегоны,
закрывалось движение, усложнялось строительство. Самый знаменитый размыв случился между "Площадью Мужества" и "Лесной" в 1995 году,
но все началось еще раньше: первое столкновение с подземными водами на этом участке случилось еще при строительстве перегона в 1974 году.
Тогда из-за подземных вод пришлось создавать обходные пути и укреплять тоннели, а на земле в итоге обрушилось несколько зданий.
Через 12 лет про эту историю даже снимут фильм "Прорыв",
где директора Метростроя играет постаревший Олег Быков: там же один из героев предлагает замораживать тоннели жидким азотом
(новинка по тем временам), так они и сделали. Это был первый подобный случай в мировой практике. Другой герой фильма вспоминал аварию при строительстве метро "Автово". Правда, в реальности там были не снаряды и бомбы времен Великой отечественной,
а воды речки Красненькой. Тогда тоннель удалось укрепить, но в итоге
станцию пришлось ремонтировать в конце нулевых.

Парк Победы, крематорий и горизонтальный лифт

Во время войны на территории будущего Московского парка победы находился крематорий, где производилось самое массовое в мире сожжение трупов. Осенью 1945 года тут заложили Парк победы, а потом и одноименную станцию метро. Вместо строительства традиционного зала с массивными колоннами там было решено опробовать новый тип вестибюля, получившего название "горизонтального лифта": таким образом не нужно было отдельно строить вестибюль на платформе (тоннель все равно скрыт от пассажиров), повышалась безопасность и уменьшалась стоимость строительства станции.


"Парк Победы" был открыт 29 апреля 1961 года.
В мировой практике это был первый случай строительства станции
с "горизонтальным лифтом".
Всего в Ленинграде было построено десять таких станций.
Последней стала "Звездная", открытая в 1972 году.
Тогда уже выяснили, что эксплуатация "горизонтальных лифтов"
слишком дорога, для них нужны отдельные поезда со специально обученными машинистами (которые и сейчас получают прибавку к зарплате, если возят людей по линиям с "лифтами"). В итоге на смену станциям закрытого типа пришли односводчатые (вроде "Площади Мужества" или "Пионерской").
Сейчас власти Петербурга в какой-то мере решили вернуться
к идее "горизонтального лифта", обязав все новые станции
оборудовать прозрачными стенами с дверями,
как в парижском метрополитене.
Но былого шарма у этого новодела, скорее всего, уже не будет. Увы.


Станции, которые так и не появились

Перспективный план развития метрополитена переделывают раз в пять лет. Кое-где это связано с изменениями в потребностях города, кое-где - со сложной геологической обстановкой.

Например, когда проектировали Московско-Петроградскую ("синюю") линию, то была задумана станция в районе Марсова поля. Но в итоге выяснилось, что там не только нельзя что-либо построить, но и необходимо увести пути глубоко вниз. Так появились так называемые "американские горки" в петербургском метрополитене, один из самых крутых спусков, который обычные пассажиры не замечают исключительно из-за мастерства машиниста, который правильно меняет скорость. Именно из-за геологии до сих пор нет ни одной станции метро в районе Пискаревского проспекта и шоссе Революции.

И именно из-за размывов и подземных вод поезд между "Московской" и "Звездной" идет так долго. Хотя ходят легенды, что именно там находится некий подземный город. Откуда он там взялся и зачем, не знает никто.
Станций "Адмиралтейская" должно было быть две.
Вторую - на Невско-Василеостровской линии - сейчас не представляется возможным построить. Во-первых, потому что для этого придется останавливать движение на всем участке, во-вторых, потому что нельзя найти место для второго выхода (а по закону у каждой станции, даже в месте пересадки, он должен быть).

Не появились станции и на пересечении Литейного с Невским,
на Большом проспекте, Светлановской площади, а также между "Площадью Александра Невского" и "Елизаровской" (самый длинный перегон).

Станции-призраки и станции-мертвецы

"Станциями-призраками" обычно называют еще не открытые на уже работающем участке. Таковой была долгое время "Адмиралтейская".
Она является самой глубокой в России (89 метров), и место для ее верхнего вестибюля искали очень долго.
Вход в метро

И, пока шли поиски и строительство, пассажиры поездов, следовавших от "Садовой" до "Спортивной" видели полутемный зал.
Вот так выглядит станция сейчас





Переход от малых эскалаторов к большим
222.jpg
215.jpg
214.jpg
Вестибюль
217.jpg
Турникеты
219.jpg
Потолок вестибюля
218.jpg
Панно над эскалаторами
220.jpg
216.jpg
Такой же долгое время была и станция "Обводный Канал", для которой вестибюль строили слишком долго.
Вход на станцию
237.jpg
Кассы
230.jpg
Турникеты
231.jpg
229.jpg
238.jpg
236.jpg
235.jpg
234.jpg
233.jpg
232.jpg
226.jpg
225.jpg
239.jpg
Есть в Петербурге и станция-мертвец.
С 1966 по 1977 год конечной на Кировско-Выборгской линии являлась станция "Дачное". Она была единственной наземной открытой станцией в городе - климат появлению подобных строений не очень способствовал - и изначально являлась временным сооружением, пока к юго-западу от нее строили вестибюли "Ленинского проспекта" и "Проспекта Ветеранов". В 13:00 5 октября 1977 года из "Дачного" ушел последний поезд, вскоре тут разобрали пути, часть вестибюля, а оставшуюся кирпичную коробку сейчас занимает МРЭО ГИБДД.
240.jpg
246.jpg
244.jpg
Всё что осталось от станции метро Дачное. Мы раньше часто приезжали на эту станцию. В этом районе жила моя тётя. Посмотрела, и мне стало грустно....
247.jpg

Маленькая Москва

Московский метрополитен не такой глубокий, как петербургский, и большинство его станций, построенных в 1960 - 1970-е - это колонные неглубокого заложения. В народе их прозвали "сороконожками". Это дети хрущевского постановления о борьбе с излишествами в архитектуре. С целью экономии средств на месте пышных ампирных колоннад с лепниной и сказочными панно появились аккуратные залы немарких цветов с длинными рядами геометрически правильных колонн. Некоторые московские станции настолько похожи друг на друга, что их постоянно путают.

Но в Петербурге тоже есть три по-настоящему московские станции. Богато укращенная "Автово" без эскалатора, находящаяся в районе, сплошь застроенном сталинским ампиром. Прямо как в Москве. А также "Ленинский Проспект" и "Проспект Ветеранов", такие же московского типа "сороконожки" с множеством выходов и без вестибюлей.

О них я расскажу в следующий раз
Продолжение следует....

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments