По следам Артура и Ванды.Тень Гроттгера.
Оригинал взят у

Фотография вам известна. Я вам показывала этот Львовский дом в предыдущем рассказе про Артура и Ванду. Но, как-то так случилось, что эта не совсем обычная история оказалась для меня с продолжением. Причем, именно Дом оказался одним из главных действующих лиц. Что, в общем-то, и не было удивительным. Потому что предчувствие, что с ним связана какая-то совсем не простая история, не покидало меня с тех пор, как только я переступила порог кафе "Купол".
Хозяйка кафе Татьяна Борисовна рассказала, что взяв помещение в аренду, они даже не предполагали, что с этим домом связано имя Артура Гроттгера и Ванды Монне. Лишь потом они получили кое-какие сведения, что он принадлежал семье Ванды. Но... Интернет и друзья великое дело! Проведя "фундаментальное" исследование, я узнала такие интереснейшие подробности, о которых просто не могу не рассказать вам.
Улица,по которой я поднималась к этому дому называется именем Чайковского. Я брела по мокро-скользкому снегу и думала,какое отношение мог иметь Пётр Ильич к этой узкой улочке,взбегающей на пологий городской холм. Отношения не было никакого, раньше это улица называлась Фортечна (Крепостная), а затем - Цитадельна. Улочка замыкалась домом интересной конструкции,на верху которго была небольшая башенка. За домом начинался небольшой парк.Я долго-долго рассматривала этот Дом. Что-то в нем было мистически-романтическое. И я, в общем-то,не ошиблась.
Но оставим его на некоторое время и вернемся опять к нашим Артуру и Ванде.
Посмотрим внимательно на портрет,который находится в национальном музее в Кракове и называется "Портрет невесты с розой".


Надпись на портрете гласит; "Портрет невесты художника с его подобием в фоне (1866)"





И мои друзья откликнулись:
e11enai
"Мы стояли посреди луга. Солнце всходило. По далекому, необозримому горизонту стелились полосы тумана и отблески зари. Мы смотрели на эти красоты и одновременно друг на друга. Потом, по тенистой тропинке, вошли в небольшой лес. Уселись под высокой сосной. Было уже тепло. Я расстелила шаль на земле, он был у моих ног со счастливым взглядом. Я обняла его за шею и поцеловала в губы и глаза.
– Детка, ведь ты запомнишь эту сосну? – спросил он через минуту.
– О, несомненно! А, впрочем, сделаем на ней зарубку для верности
– Ведь эта теперешняя минута, здесь под сосной, это верх счастья, какое довелось испытать мне в жизни. Я мог быть еще счастливее, жду этого – но это у меня уже есть... И потому хотел бы это святое место запомнить".
1866 год. Артур и Ванда уже жених и невеста.Скоее всего,портрет принадлежит кисти Артура Гроттгера. Но этой картины нет в его картинной галерее.
Видите тень? Это профиль Артура Гроттгера. А, может, этот портрет написала сама Ванда? Ведь она обучалась живописи у Артура. О её художественном таланте говорит барельеф Гроттгера, собственноручно высеченный ею на могильном памятнике.
Если бы не этот 1866 год, то я могла бы предположить, что портрет написан Каролем Млодницким, тоже художником и большим другом Артура. Согласно легенде, умирающий от туберкулеза художник завещал Ванде выйти замуж именно за него - за Кароля Млодницкого. Сознавал ли Кароль тогда, что ему придется всю свою жизнь быть героем второго плана в тени у этой большой и трагической любви? И что ему всю свою дальнейшую жизнь придется быть przyslugo Grottgerovi, который оставил на него свою невесту.
Свидетелем бракосочетания Кароля Млодницкого и Ванды, которое состоялось через три года после смерти Гроттгера был его брат - Ярослав Гроттгер.
Найти портрет мужа Ванды мне не удалось. Удалось только разыскать несколько картин, принадлежавших его кисти. Вот одна из них.
Картина выставлена на аукционе под названием Karol MŁODNICKI (1835/1836-1900) Scena powstańcza Cena wywoławcza: 12000 PLN

Судя по всему Кароль Млодницкий был необыкновенным человеком Думаю, что только сильная любовь к Ванде и преклонение перед памятью и талантом друга дали ему возможность выдержать тяжелую ношу быть мужем "вдовы Гроттгера". Черные платья Ванды, её постоянные - походы к могиле Гроттгера, многочисленные картины,которыми были увешены все стены в жилых покоях дома Млодницких - везде была его тень. Марыля Вольская, дочь Кароля и Ванды вспоминала, что когда устраивались выставки картин Гроттгера, Кароль лично оформлял их, не давая никому даже прикоснуться к ним. Но,очевидно, жизнь с тенью не прошла бесследно для физического и духовного здоровья Кароля Млодницкого. Он начал часто болеть, семья оказалась в тяжелом финансовом положении, и вот тогда-то пришлось расстаться с большинством картин Артура Гроттгера.
Лишь с одной картиной Кароль никак не хотел раставаться. "Аллегория войны". Мне кажется, что здесь Гроттгер изобразил себя и Ванду.
Трудно объяснить, а вернее, понять, что же такое харизма. Что бы ни писали об этом понятии, всегда оно остается чем-то неуловимым, невидимым, неописуемым. Его можно только почувствовать. Думаю, что Артур Гроттгер был именно харизматической личностью и производил на оружающих такое сильное впечатление, что оно передалось не только лицам, окружавшим его, но и последующим поколениям. А сила его любви не отпускала Ванду до самой её смерти.
Тень Гроттгера была рядом с ней даже тогда,когда у Ванды появились внуки.
В 1970 году во Вроцлаве, по польскому радио транслировалась передача под названием "Гротгеровские тени". Участвовал в ней внук Ванды и Кароля Млодницких . Как это ни покажется вам сейчас странным, но этот человек может быть вам хорошо знаком.
Артур Млодницкий - Arthur Młodnicki(1911 (Львов) - 1970 (Вроцлав)) - польский актер и театральный режиссер. Вы могли его видеть в кинофильмах «Пепел и алмаз», «Сегодня ночью погибнет город», «Как быть любимой», «Дневник пани Ганки», «Рукопись, найденная в Сарагосе», «Четыре танкиста и собака», «Ставка больше, чем жизнь», «Кукла», «Последний свидетель», «Свадьба». До конца жизни был актером Вроцлавского драматического театра.Принимал участие во многих программах на радио и на телевидении. В 2001 году его именем названа одна из улиц Вроцлава.
Интервью с Артуром Млодницким чрезвычайно интересно. Отрывки из него мне удалось прочитать на очень интересном польском форуме. Привожу краткое содержание этого интервью. внук Ванды и Кароля был назван Артуром-Каролем, и он впоследствии недоумевал, почему носит имя своего деда вторым после имени жениха бабушки, а не наоборот. Но это было решение Ванды, которая всегда,по словам её внука, стояла на самом верху пирамиды и решала все семейные вопросы. По его воспоминаниям в семье Млодницких культивировались национальные традиции и чувство национального достоинства. Когда внучка Беата (дочка Марыли Вольской) выходила замуж, то свадьба по настоянию Ванды должна была быть только в национальных костюмах.
Ванда ходила всегда в черных одежах, и весь Львов принимал Ванду,как печальную даму в черном.
Вот и вернулись мы опять к найденному мной Дому. В 1923 году Ванда умерла и именно в этот дом,шло всё польское население Львова, чтобы попрощаться с Вандой. Гроб с её телом лежал в гостинной, обитой черным крепом, и везде висели картины Артура Гроттгера.

Если вы помните, то в прошлый раз я говорила о том, что хотела бы разыскать дуб, который, по преданию, Артур Гроттгер посадил в Иезуитском парке в знак своей вечной любви к Ванде. Этот дуб я не нашла, но зато нашла, благодаря всё тому же интереснейшему форуму - Гроттгерову сосну.
Нажмите на ссылку http://www.vtour.pl/pl/panoramy/gotania/2665/ вы попадете в то место, о котором Ванда писала в своем дневнике :""W pośrodku łąki stanęliśmy. Słońce wschodziło. Po dalekiej, nieprzejrzanej płaszczyźnie ścielily się mgły i różowe blaski. Patrzyliśmy na te piękności i wzajemnie na siebie.
Potem, cienistą ścieżynką, weszliśmy w lasek. Usiedliśmy pod dużą sosną. Ciepło już było. Rozścieliłam szal na ziemi, on u moich stóp patrzył szczęśliwymi oczyma. Objęłam go za szyję i pocałowałam w usta i oczy.
-Dzieciu, spamiętasz ty tę sosnę? - zapytał po chwili.
-O, doskonale! A zresztą, zatniemy ją dla pewności!
-Bo oto ta chwila obecna, tu pod tą sosną, jest szczytem szczęśliwości, jakiej w życiu doświadczyłem. Mogę być bardziej szczęśliwy, czekam tego - ale to mam teraz... I dlatego chciałbym to miejsce święte spamiętać."
Potem, cienistą ścieżynką, weszliśmy w lasek. Usiedliśmy pod dużą sosną. Ciepło już było. Rozścieliłam szal na ziemi, on u moich stóp patrzył szczęśliwymi oczyma. Objęłam go za szyję i pocałowałam w usta i oczy.
-Dzieciu, spamiętasz ty tę sosnę? - zapytał po chwili.
-O, doskonale! A zresztą, zatniemy ją dla pewności!
-Bo oto ta chwila obecna, tu pod tą sosną, jest szczytem szczęśliwości, jakiej w życiu doświadczyłem. Mogę być bardziej szczęśliwy, czekam tego - ale to mam teraz... I dlatego chciałbym to miejsce święte spamiętać."
Думаю, что мои друзья,владеющие польским языком смогут перевсти эти трогательные,печальные и нежные слова, которые гугловский переводчик перевести не в силах.
И мои друзья откликнулись:
"Мы стояли посреди луга. Солнце всходило. По далекому, необозримому горизонту стелились полосы тумана и отблески зари. Мы смотрели на эти красоты и одновременно друг на друга. Потом, по тенистой тропинке, вошли в небольшой лес. Уселись под высокой сосной. Было уже тепло. Я расстелила шаль на земле, он был у моих ног со счастливым взглядом. Я обняла его за шею и поцеловала в губы и глаза.
– Детка, ведь ты запомнишь эту сосну? – спросил он через минуту.
– О, несомненно! А, впрочем, сделаем на ней зарубку для верности
– Ведь эта теперешняя минута, здесь под сосной, это верх счастья, какое довелось испытать мне в жизни. Я мог быть еще счастливее, жду этого – но это у меня уже есть... И потому хотел бы это святое место запомнить".
А я умолкаю, чтобы в следующий раз рассказать вам следующую историю, которую мне поведал этот удивительный Дом, который Марыля Вольская назвала непереводимым на русский язык словом „Zaświecie".
</lj>
Серия сообщений "история":
Часть 1 - Книга Страшного Суда
Часть 2 - Кубки антикварные.
...
Часть 38 - Детское эхо войны…
Часть 39 - Diana Francis Spenser. Diana, princess of Wales.
Часть 40 - По следам Артура и Ванды.Тень Гроттгера.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru