ehdu (ehdu) wrote,
ehdu
ehdu

«Тигр» – символ немецкого танкостроения.

«Тигр» – символ немецкого танкостроения.






История создания
Начиная с 1937 года немецкий генеральный штаб требовал более тяжелый и мощный танк, чем строившиеся тогда серийные PzKpfw III и IV. Его боевая масса должна была быть не меньше 30 т, ему отводилась роль танка прорыва. Но с разработкой новой машины не торопились. Однако в 1940 году стало ясно, что PzKpfw III и IV не в состоянии справиться с толстой броней французских и английских танков. Еще более неприятный сюрприз приподнесли вермахту через год советские Т-34 и КВ. В сложившейся ситуации был объявлен конкурс на тяжелый танк, вооруженный мощной 88-мм пушкой с высокой начальной скоростью снаряда. Орудие должно было устанавливаться в башне кругового вращения.

Параллельно с фирмой «Henschel» над проектом нового тяжелого танка работала и фирма «Porsche». Машина VK 3001 (Р), первая созданная в цехах нового завода Nibelungenwerke, получила фирменное название «Леопард» (Leopard) и обозначение Тур 100. Были построены два опытных образца шасси, оставшиеся без башен, так и не поступивших от фирмы «Krupp». Главной особенностью поршевских шасси стала электромеханическая трансмиссия. Два двигателя, изготовленные венской фирмой «SimmeringGrazPaukeг AG» мощностью по 210 л.с. каждый вращали два генератора, которые в свою очередь приводили в движение два электромотора. От них крутящий момент передавался на ведущие колеса. Танк должен был получить модифицированную башню от Pz.IV с 75-мм короткоствольной пушкой. В дальнейшем на «Леопард» планировалось установить 105-мм пушку L/28. В 1941–1942 годах обе машины проходили испытания, часто прерывавшиеся из-за многочисленных неполадок в трансмиссии.



В мае 1941 года во время совещания в Бергxофе Гитлер предложил новую концепцию тяжелого танка, обладавшего повышенными огневой мощью и броневой защитой и призванного стать ударной силой танковых соединений, в каждом из которых предполагалось иметь по 20 таких машин. В свете предложений фюрера и с учетом результатов испытаний опытных тяжелых танков были разработаны тактико-технические требования, а затем выдан заказ фирме Porsche на разработку танка VK 4501 (Р) с 88-мм пушкой и фирме Henschel на VK 3601 (Н) с пушкой с коническим стволом. Изготовить прототипы предполагалось к маю-июню 1942 года.

Работа по сборке машины Sonderfahrzeug 11, или Тур 101, официально именовавшейся в документах управления вооружений как Panzerkampfwagen VI, VK 4501 (Р) Tiger (Р), велась в цехах завода Nibelungenwerke. Компоновка как самого танка, так и моторно-трансмиссионнoгo отделения осталась такой же, как и у VK 3001 (Р). Два расположенных параллельно друг другу 10-цилиндровых V-образных карбюраторных двигателя воздушного охлаждения Тур 101/1 мощностью 320 л.с. каждый с помощью клиноременной передачи приводили во вращение роторы двух генераторов. От последних электроэнергия подавалась на два электромотора, вращавших ведущие колеса танка. Всю электрическую часть трансмиссии поставила фирма «Siemens Schuckert». Что касается башни, то она разрабатывалась в инициативном порядке фирмой «Krupp» в тесном сотрудничестве с «Porsche».



Между тем фирма «Henschel» быстро проектирует, изготавливает и выводит на испытания свой VK 3601 (Н), проходивший по документам также как Panzerkampfwagen VI Ausf.B. С шасси не возникло никаких проблем: моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть были хорошо отработаны на предшествующих моделях. Боевая машина массой 36 т, защищенная 100-мм лобовой броней, достигала скорости 40 км/ч. Что же касается башни и вооружения, то для этого танка они так и не были созданы. Дело в том, что фирма «Krupp» предлагала свой Gerat 725 – 75-мм пушку с коническим стволом. Но когда выяснилось, что бронебойный снаряд этой пушки включает в себя вольфрамовый сердечник массой 1 кг, от нее поспешно отказались боеприпасы этой пушки «съели» бы весь вольфрамовый лимит вермахта. После успешных испытаний, на которых, кстати, присутствовал рейхсминистр вооружений А. Шпеер, машина оказалась не у дел. Впрочем, ненадолго...

Поскольку первоначальный вариант вооружения оказался неудачным, а сроки поджимали, нужно было искать какое-то новое решение. И его нашли: на танк была установлена крупповская башня, разработанная для VK 4501 (Р). Правда, для этого потребовалось увеличить диаметр башенного погона в свету с 1650 до 1850 мм, что вызвало изменение верхней части корпуса. У VK 3601(Н) появились надгусеничные ниши, а масса возросла до 45 т. Конструктивные изменения повлекли за собой и смену индекса: танк стал называться VK 4501 (Н). Главным же было то, что на машине от «Henschel», так же как и на танке от «Porsche» «прописалась» 88-мм танковая пушка.



В марте 1942 года Гитлер предложил отправить прототипы тяжелых танков на фронт, дабы провести испытания в реальных боевых условиях. Оба танка еще до начала каких-либо серьезных испытаний фактически уже были запущены в производство. В заводских цехах Nibelungenwerke началась сборка опытной партии сразу из 10 машин VK 4501 (Р), а фирме «Krupp» заказали 90 башен. Вслед за этим Фердинанд Порше планировал выпустить 35 танков к январю 1943 года и 45 к апрелю. Еще дальше пошел его конкурент: изготовление первых 60 машин VK 4501 (Н) началось уже в середине 1941 года, и хотя к весне 1942-гo был готов только один экземпляр, узлы и агрегаты остальных не пропали: их использовали впоследствии при сборке серийных «Тигров».

В момент представления танков фирмами-изготовителями Гитлер около получаса осматривал машину Порше, внимательно выслушивая объяснения конструкторов. Танку «Хеншеля» он уделил вceгo 2–3 минуты, задал один вопрос и отошел. Затем состоялся показ танков в движении, а после этого – испытания на скорость. На участке 1000 м VK 4501 (Р) развил максимальную скорость 50 км/ч, а его конкурент на участке 850 м 45 км/ч.
При этом двигатель VK 4501 (Н) перегрелся настолько, что возникла угроза пожара. После охлаждения двигателя танк был вновь готов к действию. Главный инженер фирмы «Henschel» Курт Арнольд предложил Шпееру сравнительные испытания на маневренность, судя по всему, не без тайного умысла: он хорошо знал слабые места машины Порше. Сырая, недоведенная электротрансмиссия серьезно затрудняла маневрирование VK 4501 (Р), например, с огромным трудом танк совершал повороты на 90 градусов. На этом фоне VK 4501 (Н) показал себя с лучшей стороны: многотонная машина крутилась буквально на пятачке.

Впрочем, эта демонстрация танков по сути ничего не решала: впереди были настоящие испытания на полигоне Берка, куда в мае 1942 года прибыли два VK 4501 (Р) и один VK 4501 (Н). В результате у танка фирмы «Porsche», как и в случае с VK 3001 (Р), выявили низкую надежность электротрансмиссии. Кроме того, машина имела неудовлетворительную проходимость и маленький запас хода всего в 50 км. Поскольку Гитлер хотел использовать новые танки и в Северной Африке, этот показатель должен был равняться как минимум 150 км. Разместить же дополнительное количество топлива в танке оказалось невозможно из-за отсутствия места. Легко было предвидеть и многочисленные трудности, которые могли возникнуть при эксплуатации боевой машины на фронте. Необычная трансмиссия требовала переподготовки механиков-водителей и специалистов ремонтных служб.

Взвесив все «за» и «против», несмотря на особое расположение Гитлера к Фердинанду Порше, проводившая испытания комиссия приняла решение в пользу танка фирмы «Henschel». Гитлер вынужден был согласиться. Машина получила обозначение Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.181) Tiger Ausf.HI, а после принятия на вооружение в 1944 году танка Tiger II название изменили на Tiger Ausf.E или Tiger 1. Уже изготовленные на заводе Nibelungenwerke 90 шасси VK 4501 (Р) было решено использовать в качестве базы для тяжелых штурмовых орудий, вооруженных 88-мм противотанковой пуш­кой, созданной на базе зенитки Flak 41 с длиной ствола в 71 калибр, будущих «фердинандов».

В начале августа 1942 года началось серийное производство нового тяжелого танка, что, впрочем, не означало конца испытаний. Они продолжались, но уже на главном танковом полигоне вермахта в Куммерсдорфе. Первый танк прошел к тому времени 960 км. По среднепересеченной местности машина развивала скорость до 18 км/ч, расход топлива составлял при этом 430 л на 100 км. К 18 августа 1942 года были выпущены первые четыре «Тигра». Пятую и шестую машины 27 августа отправили в Фаллингбостель, где формировались 501-й и 502-й тяжелые танковые батальоны.



Сборка танков осуществлялась на заводе фирмы «Henschel» в Касселе. К производству башен была привлечена фирма «Wegmann». В процессе серийного производства в конструкцию танка, выпускавшегося в одной модификации, практически непрерывно вносились изменения и улучшения. У первых же серийных машин был изменен ящик для снаряжения и 3ИП (запчасти, инструменты, принадлежности), крепившийся на корме башни. На прототипах использовался ящик, позаимствованный у Pz.Kpfw.lll. Лючок с бойницей для стрельбы из личного оружия на правой стенке башни заменили на люк-лаз. Для самообороны от вражеской пехоты по периметру корпуса были смонтированы мортирки для противопехотных мин типа «8». Эта мина, боевая часть которой включала 360 стальных шариков, выстреливалась на небольшую высоту и разрывалась. Кроме того, на башнях танков ранних выпусков устанавливались дымовые гранатометы NbK 39 калибра 90 мм (по три с каждой стороны). Последние также можно было использовать для стрельбы минами типа «8». На машинах поздних выпусков для этой цели служило «оружие ближней обороны» Nahveгteidigungswaffe – мортирка, установленная внутри танка и стрелявшая через амбразуру, расположенную на крыше башни за люком заряжающего.

Первые танки «Тигр» имели на корпусе мортирки для выстреливания противопехотных мин типа «S» и на башне – дымовые гранатометы NbK39. На танках более позднего выпуска одна фара устанавливалась в передней части корпуса между смотровым прибором механика-водителя и пулеметом. Танки раннего выпуска оснащались бинокулярным телескопическим прицелом TZF9с, тогда как на более поздние устанавливался монокулярный прицел TZF9E. 495 первых «Тигров» оборудовались также так называемыми воздушными трубами, которые позволяли преодолевать по дну водные преграды глубиной до 4 метров.

Одним из наиболее существенных изменений было использование на последних 800 «Тиграх» стальных опорных катков. Танки, которые эксплуатировались в условиях бездорожья, имели воздушные фильтры типа «Фейфель». На «Тиграх» применялись гусеницы двух типов – транспортировочные с траками шириной 520 мм и боевые с траками шириной 725 мм. Использование двух типов гусениц было связано с тем, что «Тигр» не вписывался по ширине в габариты железнодорожного вагона. Перед погрузкой на платформу с танка снимали один ряд опорных катков и «обували» его в другие более узкие, гусеницы.

На первых 250 танках в качестве силовой установки применялись двигатели «Maybach» HL210Р30 мощностью 650 л.с. Остальные машины оснащались 700-сильными двигателями «Maybach» HL230Р45. И те и другие силовые установки представляли собой 12-цилиндровые V-образные рядные карбюраторные моторы жидкостного охлаждения. Танки, которые выпускались с середины 1943 года, покрывались циммеритом и имели дополнительный перископ заряжающего. Остальные машины отличались видоизмененным дульным тормозом 88-мм пушки KwK 36 L/56. На башне и корпусе были предусмотрены крепления для дополнительных гусеничных траков.

В момент своего появления и на протяжении еще некоторого времени «Тигр» был самым мощным танком мира. Его 88-мм пушка с боекомплектом из 92 выстрелов не имела себе равных, а лобовую броню не мог пробить ни один снаряд. Эти качества «Тигра» вынудили союзников разработать особую тактику борьбы с ним. В 1943 году на базе стандартного «Тигра» был разработан танк управления. Он имел уменьшенный боекомплект: вместо ликвидированной боеукладки устанавливалась дополнительная радиостанция. Демонтировался также спаренный с пушкой пулемет MG-34. На корпусе танка управления устанавливались две штыревые антенны. Всего было построено 84 танка этого типа. Небольшое количество танков PzKpfw VI «Тигр» Ausf. Н1 (Е) было переоборудовано в ремонтно-эвакуационные машины. В 1945 году планировалось переоборудовать некоторое количество «Тигров» в огнеметные танки. На машинах «Фламмтигр» огнемет устанавливался вместо курсового пулемета MG-34 калибра 7,92 мм.

Экспорт танков «Тигр» был незначительным, и прежде всего по той причине, что его производство не покрывало собственные нужды Германии. Тем не менее, летом 1943 года 2–3 «Тигра» получили итальянцы, но после капитуляции Италии немцы забрали танки обратно. Летом 1944 года три «Тигра» получила венгерская армия. Один танк закупила Япония. В разобранном виде его должны были доставить в Страну восходящего солнца на борту океанской подводной лодки.

Боевое применение
Танк «Тигр» сыграл важную роль в сражениях Второй Мировой войны. Появление на фронте этих танков позволило отсрочить конец нацистского режима в Германии. На момент своего появления «Тигр» превосходил любой танк союзников.

Первое применение «Тигров»
Впервые «Тигры» приняли участие в боевых действиях под Ленинградом в конце 1942 года в составе 502-го тяжелого танкового батальона. В своих воспоминаниях Гудериан с горечью и раздражением пишет о том, что Гитлер чересчур торопился испытать новое «чудо-оружие» в деле. В результате в конце 1942 года на мощные «Тигры» была возложена совершенно второстепенная задача: в составе 502-го тяжелого танкового батальона начать небольшую атаку на труднопроходимом участке болотистой местности под Ленинградом.

29 августа 1942 года взвод «Тигров» из 1-й танковой роты 502-го батальона был отправлен на Восточный фронт. После прибытия на станцию Мга (юго-восточнее Ленинграда), танки немедленно перебросили на линию фронта. При поддержке пехоты танки достигли передовых позиций и начали обстрел обороняющихся советских войск. За короткое время им удалось перейти в наступление. Однако топкий болотистый грунт сковывал маневры тяжелых «Тигров». Воспользовавшись этим, советские солдаты открыли прицельный огонь по огромным мишеням.

Однако настоящая катастрофа была еще впереди. Она была подготовлена решением немецкого командования задействовать «Тигры» в наступлении все той же 170-й пехотной дивизии на части советской второй ударной армии. Операция была намечена на 22 сентября, причем местность, выбранная для ее проведения, практически ничем не отличалось от той, на которой «Тигры» потерпели фиаско 29 августа.

22 сентября после серии ударов с воздуха началось сражение. Первый «Тигр» был остановлен на подступах к передовой. Хотя снаряд, угодивший в лобовую плиту, так и не смог пробить броню, двигатель танка от полученного удара заглох. После безуспешных попыток оживить его, экипаж принял решение покинуть танк и подорвать его. Остальные три танка с горем пополам добравшись до передовой, получили повреждения, а потом просто увязли в топкой болотистой жиже. Две машины немцам все-таки удалось вытащить из трясины. Так бесславно закончился первый боевой опыт «Тигров».

Танк «Тигр» и операция под Харьковом
12 января 1943 г. 502-й тяжелый танковый батальон получил приказ оказать поддержку 96-й пехотной дивизии, попавшей под обстрел двух дюжин советских танков Т-34. В ходе этой операции «Тигры» уничтожили 12 единиц Т-34, а когда уцелевшие танки стали отступать, начали преследование и подбили еще 8 машин. Мощность бронебойных 88-мм снарядов оказалось столь высока, что от удара у наших танков срывало башни и отбрасывало их на несколько метров.

Танк «Тигр» и Курская битва
Наиболее массово танк «Тигр» использовался во время Курской битвы (у фашистов – операции «Цитадель»). К 12 мая 1943 года для участия в этом сражении планировалось иметь 285 боеготовых «Тигров», но план этот не выполнили, передав в войска только 246 машин. Значительная их часть была сосредоточена в районе Орловско-Курскогo выступа. Непосредственно же в Курской битве приняли участие два тяжелых танковых батальона (503-й и 505-й) и четыре роты в составе моторизованных дивизий.

На северном фасе Курской дуги против нашего Центрального фронта действовал один 505-й тяжелый танковый батальон (45 танков «Тигр»). 505-й батальон вместе со 2-й немецкой танковой дивизией, в оперативном подчинении у которой он находился, атаковал позиции нашей 70-й армии в направлении Подолянь-Саборовка Теплое. В ходе этих боев, по немецким данным, были безвозвратно потеряны три «Тигра», что в целом стыкуется с нашими данными, поскольку между населенными пунктами Самодуровка, Кашара, Кутырки, Теплое, высота 238,1, на поле размером 2х3 км после боев было обнаружено 74 подбитых и сгоревших немецких танка, САУ и других брони­рованных машин, в том числе четыре «Тигра» и два «Фердинанда». Следует отметить, что несмотря на столь незначительное число потерянных «Тигров», количество участвовавших в боях машин этого типа было невелико по причине большого числа повреждений, поломок и неисправностей. Так, например, 13 июля в строю батальона имелось только 14 боеготовых «Тигров». Остальные требовали ремонта разной степени сложности.

В 503-м тяжелом танковом батальоне к началу сражения имелось 42 «тигра». Батальон находился на южном фасе Курской дуги в составе 3-гo танкового корпуса оперативной группы «Кемпф» и действовал в полосе обороны нашей 7-й гвардейской армии: его потери в этих боях составили, по немецким данным, четыре «Тигра».

Что же касается сражения под Прохоровкой, то непосредственное участие в нем 11-12 июля 1943 года приняли «Тигры» моторизованных дивизий СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», «Рейх» и «Мертвая голова» всего 42 машины этого типа. Еще 15 «Тиграми» располагала моторизованная дивизия «Великая Германия», наступавшая на Обояньском направлении.

Таким образом в битве на Курской дуге приняли участие только 144 тяжелых танка «Тигр», что составляет всего 7,6% от общего количества немецких танков, задействованных в наступлении под Курском. Существенного влияния на ход событий они оказать не могли. Вместе с тем следует признать, что пропагандистская кампания, сопровождавшая их появление на фронте, определенного результата достигла. Сообщения об атакующих и подбитых «Тиграх» часто поступали с участков фронта, где их не было и в помине. Во-первых, за «Тигры» часто принимали танки других типов, в частности Т-4, с удлиненной пушкой и дополнительными броневыми экранами, а во-вторых, из-за так называемой «тигробоязни»: страх перед немецкими танками, возникший у солдат в 1941–1942 годах, был еще силен, а тут появился новый танк, почти неуязвимый для нашей артиллерии.

Если верить немецким данным, то в течение июля августа 1943 года безвозвратные потери составили 73 танка «Тигр», а к концу года – 274 танка. При этом в 1943 году в строй после ремонта на фронт вернулись только 19 танков этого типа.

Эффективное оружие против «Тигров»
Однако относительное доминирование немецких боевых машин на поле боя длилось недолго. Ситуация изменилась не в пользу вермахта с появлением у Красной Армии в 1944 году тяжелых танков «ИС-2». Хотя скорострельность 122-мм орудия ИС-2 была невысока, при попадании 122-мм снаряда в лобовую проекцию «Тигра» та практически всегда не выдерживала удара советского снаряда.

Танк «ИС-2», например, поражался немецким орудием лишь с расстояния около 900 м, в то же время советские могли уничтожить «Тигра» на расстоянии до 2,5 км. Его лобовая проекция не предусматривала углов наклона верхнего лобового листа и это сказывалось на броне – она была хуже, чем броня советского «ИСа». Прекрасно жгла «Тигры» и советская самоходка «СУ-100». Кроме того, «Тигры» «болели» теми же «болезнями», что и наши «КВ» в 1941 году: их трансмиссия и двигатель выходили из строя под большой нагрузкой танка. Неисправные танки часто бросались на поле боя и подрывались собственными экипажами, ведь крайне быстрое наступление советских войск во второй половине войны зачастую не давало возможности эвакуировать танк с передовой для ремонта. Кроме того, «Тигр» был технологически сложен, что затрудняло производство боевой машины. Хотя конструкция имела возможность модернизации, немцы так и не установили на танк более мощное орудие, выпустив вместо этого «Королевский Тигр», который был хоть и более бронирован, но проблемы с трансмиссией и двигателем у него никуда не исчезли. При всех своих недостатках «Тигр» – символ немецкого танкостроения того времени, и останется легендарным танком Второй Мировой войны.

Танк «Тигр» и Западный фронт
К началу высадки союзников в Hopмандии в июне 1944-гo немцы располагали на Западе 102 танками «Тигр» в составе трех тяжелых танковых батальонов СС: 101, 102 и 103-гo. Больше других отличился первый, в основном благодаря тому, что одной из его рот командовал оберштурмфюрер СС Михаэль Виттман. Боевую карьеру он начал на Восточном фронте в январе 1943 года, участвовал в Курской битве и к апрелю 1944 года довел число уничтоженных машин до 117 (по немецким данным). Впрочем, высокая результативность отдельных танкистов не могла спасти немецкие войска от поражения. Так, например, 101-й тяжелый танковый батальон СС, в котором служил Виттман, в боях у Фалеза был разгромлен. Bceгo же в 1944 году немцы потеряли 756 «Тигров», при этом из ремонта вернулись в строй только 60. На начало ноября 1944 года вepмахт и войска СС располагали 317 «Тиграми» на Восточном фронте, 84 на Западном и 36 в Италии.

К 1 марта 1945 года Красной Армией и войсками западных союзников было уничтожено 1032 танка этого типа. На ту же дату, по официальной немецкой статистике, в армии резерва имелось 43 «Тигра», включая пять учебных, а во фронтовых частях – 142 машины, включая 31 командирскую.
http://www.popmech.ru/encyclopedia/...lyiy-tank-tigr/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments