ehdu (ehdu) wrote,
ehdu
ehdu

Categories:

Психологические портреты девочек- подростков/3.

Грани гормонального развития
девочек-подростков/ 3.






Психологические аспекты гормонального развития
девочек- подростков.
Окончание.

Девочковая "пирамида"

Структура детского подросткового сообщества довольно сложна, но организована в виде уровней-иерархий. «Королева-пчела» стоит как бы на вершине пирамиды, хотя социальная структура не совсем пирамидальна.
Итак, что это за социальная структура:



1. «Королева пчела». С первого взгляда кажется, что девочка достигла социального успеха. Большое количество детей «смотрят ей в рот» и она может решать, кого социально казнить, а кого миловать. Тех, кто ее как-то не устраивает, она может превратить в изгоев или постоянную жертву насмешек. Другие дети и подростки стараются с ней не сталкиваться, или набиваются к ней в друзья. Чего еще хотеть в подростковом возрасте?

Она, своего рода, «внутришкольное солнце», вокруг которого крутятся все планеты. Но на самом деле эта девочка крайне не уверена в себе. Она тщательно следит, чтобы никто не мог конкурировать с ней, старается создать атмосферу страха и иногда устраивает показательное силовое воздействие на тех, кто имеет совершенно очевидный более низкий статус и не может ей сопротивляться. Потеря лидирующего положения в обществе, и даже ситуаций, в результате которых она будет "не на высоте" в глазах сверстников, для нее - настоящая жизненная катастрофа. Именно она часто является источником и инициатором агрессии по отношению к другим.

Это значит, что она устраивает интриги, может высказать свое негативное мнение, которое подхватывается другими детьми и становится ведущим в определении положения тех или иных членов данного детского или подросткового коллектива, инициировать бойкоты, игнорирование или преследование жертвы. Фактически, она может выставить кого-то из сверстниц в формате "вон из социума", либо устроить травлю.



2. «Подружки».Это одна или несколько девочек, которые являются «придворными дамами». Они действительно будто бы дружат, но на самом деле являются фоном королевы пчелы. Они часто поддерживают определенный этикет, манеру одеваться, говорить, проводить определенным образом время. Для них «королева пчела» - «лучший друг», от которого зависит все в их жизни. На ней строится их самооценка, и ее общество является основой их «я»-концепции. Они находятся в некотором постоянном напряжении и стараются во всем поддерживать и потакать лидеру, потому что, если та вдруг обидится или разозлится и вычеркнет их из подруг, для них это будет равносильно социальному краху.



3. «Интриганка». Это, как правило, одна из девочек в школе, которая все про всех знает, но никогда не разболтает тайны. Она умело пользуется информацией, устраивает многоходовые схемы, сталкивает лбами других и так держит в руках все общество. Она не очень стремится занять место непосредственного лидера, это слишком для нее скучно и просто. Но с ней на всякий случай дружат все, и даже «королева пчела» вынуждена почтительно и вежливо с ней общаться.



4. «Птицы свободного полета». Девочки, которые не «играют» в иерархии. Их самооценка не зависит от того, на какую ступеньку их поставили сверстники. Дружат они, с кем интересно, с кем неинтересно - не дружат. При этом, выбор подруг у них базируется на собственной шкале ценностей, а не на том, что одобрит общество. По сути, эта группа - вне иерархии, они сами по себе.



5. «Подражательницы».Этих девочек довольно много, и они находятся вне «королевского двора». Они хотели бы дружить с лидером, но их считают недостаточно для этого подходящими. Может, у их родителей не так много денег, может быть, они по меркам данного детского коллектива, считаются слишком толстыми, слишком худыми, или еще какими-нибудь «слишком» или «недостаточно». У них довольно низкая самооценка, и все их существо направлено на то, чтобы, не дай бог, не оказаться вдруг хуже других. А еще лучше - хоть чуточку выделиться из толпы.

Они часто фантазируют о неких «идеальных» праздниках или событиях, где они блеснули во всей своей красе, а все были поражены их неотразимостью. Из-за этого такие девочки устраивают скандалы в семье. Например, им нужно что-то купить, часто - дорогое и бессмысленное, чтобы не отстать от общих тенденций. В школе стала модной новая модель сотового. И ей тоже надо именно такую, никаких вариантов! А через неделю уже появился новый телефон. И старый для нее стал полной ерундой, надо же новый. То же - с одеждой, туфлями и прочими атрибутами статуса. Учитывая, что все эти вещи являются для них знаками и атрибутами положения в иерархии, то их отсутствие вводит "подражательниц" в настоящую панику. На тех же атрибутах держится их самооценка. Нет туфлей - жизнь не удалась.

Более того, они в своих взглядах и отношениях всегда ориентируются на лидирующую компанию во главе с «королевой –пчелой». Если там носят какую-то форму одежды, то она хочет такую же, если там не любят какого-то одноклассника – то и подражательницы его тоже не любят, хотя им он ничего плохого не сделал. Они охотно подхватывают и поддерживают отношенческую агрессию, инициированную «королевой пчелой». А иногда и усиливают травлю по собственной инициативе.



6. «Жертва». Жертвой может стать любая девочка, которая хоть чем-то отличается от «королевы пчелы» и болезненно реагирует на ее выходки. Т.е., она как-то показывает, что отношение окружающих ее задевает или ранит. Есть определенные случаи, когда ребенок может попасть в жертвы с большей вероятностью. Здесь существует работает 2 основных фактора. Первый – это несхожесть с основной тусовкой. Чаще всего выпадают девочки слишком худые («швабра»), слишком полные («жирная свинья»), с акне, иной национальности, низкого социального статуса, с плохими социальными навыками. И второй фактор – отсутствие родительской поддержки, особенно в том направлении, в котором идут нападки со стороны детей.

Часто это дети, по отношению к которым в семье применяется насилие, и где родители пресекали развитие любых ответных действий, чтобы защитить себя. Либо это семьи, где родители пренебрегают проблемами и переживаниями ребенка. С высоты прожитых лет родителям может казаться, что все, что происходит в школе, и что волнует ребенка - полная ерунда. У тебя угри на лице? Ерунда, у многих угри. Ты считаешь себя толстой? Не говори ерунды. Кроме всего прочего, ребенок по своему характеру может быть слишком эмоционален, и даже обычные замечания или недовольства одноклассников принимать близко к сердцу. Пользуясь этой особенностью, лидирующая группа может демонстрировать на такой девочке свою «силу». А «подражательницы» - свою лояльность и поддержание тенденций по отношению к лидеру.



В целом, это только общие сведения, как устроен коллектив женской подростковой группы. Этими исследованиями довольно плотно занимаются американцы, которые свели такую борьбу к школьному хулиганству. Хулиганы не только дерутся, но могут еще и унижать, и преследовать жертву. Эти действия могут привести к довольно печальным последствиям. Жертва не только имеет постоянную эмоциональную травматизацию, но еще и в состоянии совершить самоубийство. Возможен также серьезный конфликт, инициированный двумя королевами-пчелами.
Конец.


источник


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments